Праздники России
Исторический раздел
Популярное

Инва @ новости


 
20 ноября 2012 г.
Минтруда превратит инвалидов в "дойных коров"

В недрах Минтруда разработан проект нового федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

Несколько дней назад он был вывешен на сайте ведомства для всеобщего обозрения и, как утверждают чиновники, для общественного обсуждения. Однако замечания населения о законопроекте на сайте прочитать нельзя. Поэтому остается гадать, будут ли на самом деле учтены «пожелания трудящихся» или в очередной раз подобная демонстрация чуткости к народным чаяниям обернется пшиком.

Выступая в прямом эфире телеканала «Россия 24», замминистра Минтруда Алексей Вовченко заявил, что новый закон должен помочь найти к каждому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, индивидуальный подход. Однако, по мнению экспертов, все может получиться с точностью до наоборот.

Кроме того, существует риск, что с приходом частных компаний в сферу социального обслуживания пенсионеры и инвалиды станут «дойными коровами» для коммерческих «соцработников».

- Прежний закон о социальном обслуживании населения, принятый еще в 1995 году, действительно необходимо было реформировать. И это единственный пункт, который не вызывает сомнений в отношении законопроекта. – Говорит директор Института социальной политики и социально-экономических программ «Высшей школы экономики» Сергей Смирнов. - Концептуально этот закон, который будет внесен в Госдуму весной будущего года, выдержан в русле всех последних законодательных изменений в социальной сфере. Все они так или иначе увеличивают нагрузку на бюджет семьи.

В данном случае четко определены ситуации, в которых должно производиться социальное обслуживание населения. Перечислены подробно эти жизненные ситуации. А дальше идет пункт об индивидуальной потребности в социальном обслуживании. И вот здесь учитывается наличие у человека работающих родственников или другие факторы. Например, свободной комнаты, которую человек по бедности сдает в аренду. Взвесив все это, чиновники решают, может ли гражданин претендовать на бесплатное обслуживание или будет за него платить. Подразумевается, что платить будут граждане, у которых доход выше прожиточного минимума, установленного в данном регионе (даже в Москве для пенсионеров, к примеру, он не дотягивает до 5 тысяч рублей). А если доход у инвалида, не имеющего возможности себя обслужить, ниже прожиточного минимума, платить социальным работникам за него будут родственники. Возможности перенести часть расходов на государство у подавляющего числа семей даже с небольшим доходом (хоть немного превышающим прожиточный минимум) не будет. В итоге мы получим увеличение нагрузки на бюджеты практически всех домохозяйств страны, в которых есть инвалиды или престарелые люди.

- Чиновники Минтруда утверждают, что данный закон позволит найти индивидуальный подход к каждому россиянину, нуждающемуся в социальной поддержке…


- Закону как раз не хватает адресного подхода к решению проблем людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В нем довольно логично структурированы и прописаны типовые ситуации. Однако прожиточный минимум для человека, который страдает онкологическим заболеванием – один сюжет. А если человек сломал ногу и на несколько месяцев потерял трудоспособность, это совсем другое. Но эти ситуации пытаются причесать под одну гребенку.

Важно и то, что разработка стандартов социального обслуживания отнесена на компетенцию субъектов федерации. И в зависимости от возможностей региональных бюджетов людям будет оказываться помощь. Известно, что многие регионы у нас буквально сводят концы с концами. А федеральный центр с себя эту ответственность снимает. Подобное наблюдается во многих сферах.

- Что значит «профилактика трудной жизненной ситуации», о которой говорил Алексей Вовченко?

- Здесь я не вижу ничего нового. Да, с пьянством, наркоманией надо пытаться бороться. Но я не знаю примеров эффективной работы такого рода пропагандистских программ. «Поезда здоровья», которые шли у нас по федеральной антинаркотической программе, программы патриотического воспитания – это то, чего нельзя пощупать, нельзя оценить. Поэтому, скорее всего, мы снова получим расход государственных средств, который труднее всего проконтролировать.

- А могут ли, скажем, соцработники под видом профилактики бедности отсоветовать родителям заводить второго, третьего ребенка?

- Подозреваю, что органы соцзащиты не рискнут работать в этом направлении. Учитывая, сколько сейчас ведется разговоров о демографической ситуации в стране. Может быть, кому-то в завуалированной форме и посоветуют отложить рождение детей до лучших времен, но в целом программа контроля рождаемости в России – дело далекого будущего.

- Не обернутся ли красивые слова о том, что новый закон будет нацелен на помощь человеку в выходе из трудной ситуации тем, что человека под страхом потери социальной помощи будут усиленно склонять к смене месте жительства, профессии и т.д.?

- Я думаю, что это преувеличенное опасение. Хотя, повторяю, закону не хватает индивидуального подхода к проблемам граждан. В нем определено, что есть такое трудная жизненная ситуация, но не прописано, что в этой ситуации могут оказаться люди с совершенно разными жизненными обстоятельствами. Ключевой вопрос здесь в платности и бесплатности оказываемых услуг.

- Когда чиновник получает возможность «индивидуального подхода», у него возникает своего рода вилка полномочий. А это всегда вызывает дополнительные коррупционные риски. – Считает политолог Павел Салин. - Главный способ борьбы с коррупцией – сделать так, чтобы возможность принять решение на собственное усмотрение у чиновника была минимальной. Если чиновник сам будет решать, как и в каком объеме помогать человеку, ему, скажем так, трудно будет избежать соблазна брать взятки. За примером далеко ходить не стоит. Сегодня в каждом регионе существует своя такса за то, чтобы человеку присвоили инвалидность. Только если человек уж совсем плох, он имеет шанс получить группу инвалидности бесплатно. Остальные вынуждены делиться теми деньгами, которые получают от государства с чиновниками. Что-то подобное может быть и в данном случае.

- Как вы оцениваете перспективу повсеместного внедрения частных контор, которые будут оказывать социальные услуги нуждающимся?

- Этот подход применяется властью во всех отраслях. Здесь палка о двух концах. С одной стороны – коррупция у частников сводится к минимуму. Как пример можно вспомнить паспортные столы, которые передали в частные руки.

С другой стороны – если контора ставит целью заработать, она будет тянуть из человека деньги, по максимуму навязывать платные услуги. Что-то подобное сегодня происходит в медицине. Мы наблюдаем, что в частной клинике людям приписывают целый букет болезней, часть из которых не существует.

Справка:

Новый закон так или иначе коснется 19 миллионов россиян. При этом сегодня соцработники приходят на дом к 12,6 млн пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями. В 2012 году из бюджета страны было выделено около 3 миллиардов рублей на работу социально ориентированных организаций. 

Алексей Полубота

Свободная пресса

Новости @ inform 

Добавьте свою новость для сайта "Русичи"
в нашей группе "ВКонтакте"



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:



Вернуться в раздел Инва @ новости

Живая статистика
Рассылка новостей