ДокументыДоговора
Праздники России
Исторический раздел
Популярное

Новости @ inform

 
 
Loading

Просим каждого из Вас оказать помощь проекту «Инвалидам войны – достойную жизнь!»

Подробнее о благотворительном проекте здесь

 
Русские в системе федеративных отношений в России

Либерально-демократические реформы 1990-х годов многократно усугубили проблему национальной безопасности русских как государственной этнической общности, сообщает Информационно-аналитический портал "ЕВРАЗИЯ"

В личной коллекции архивных документов начала 2000-х годов сохранилась, на мой взгляд, интереснейшая по своему содержанию «Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О русском народе», а также имеющийся при ней проект названного закона.

Казалось бы, идея, стоявшая в то время перед обществом, заслуживала внимания и привлекала постановкой проблемы в масштабе Российской Федерации. К сожалению, она не получила своего развития и не подтверждена практикой законотворческой деятельности. В бурно протекавший перестроечный период конца 1980-х годов - начала ХХI века проблема русского народа заявила сама о себе, и была «вытащена» на поверхность самим ходом развития общественных процессов.

Преобразовательные процессы 1990-х годов и, особенно, связанные с реабилитацией ранее репрессированных народов, обострили и «русский вопрос». Многие государственные органы власти, как и Госкомнац России, трансформировавшийся в 1994 году в Миннац России (которое, в свою очередь, было упразднено в 2001 году, предварительно преобразовавшись в Минфедерации), уделяли большое внимание этническим (национальным меньшинствам), оставляя вне внимания решение вопросов русского народа: от создания его общественных организаций до улучшения экономического положения и поддержания развития традиционных направлений русской культуры и даже о возможностях создания Русской Республики. 

Безусловно, жизнь этнических общностей России, в том числе и самой многочисленной - русской, требовала и требует к себе особого внимания. Относительно русских необходимо было создать условия для их адаптации в новом обществе, перехода их в иное состояние. Сразу же ощущалась необходимость в выработке новых методов регулирования отношений, связанных с деятельностью федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления по поддержке русского народа, его культуры и языка. В конкретном случае необходимо было учитывать тот факт, что русской язык - это не только язык межнационального общения в России, но и язык, на котором происходит общение в среде самого многочисленного в структуре населения страны - русского народа. 

Эта задача приобретала объективный характер относительно того или иного народа на той или иной территории Российской Федерации. 

Одним словом, требовалось четкое определение предмета регулирования названного закона. Вот эта задача, как отмечалось в отзыве Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики России за подписью Александра Блохина, в предложенном проекте нового закона как раз и не была решена. Это загоняло саму постановку проблемы, а тем более ее реализацию, в тупик, а предлагавшийся проект становился не возможным к его дальнейшему продвижению. 

Конечно, любой законодательный акт, касающийся той или иной этнической общности, не может не затрагивать такие составляющие этой общности как культура и язык и не переводить их на юридическую основу в плане функционирования. Новый проект как раз и акцентировал на этом внимание. 

В той ситуации признание русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации означает, что русская культура является российской культурой - национальным достоянием Российской Федерации. Однако российская культура не может быть конгломератом национальных культур. В данном случае важным остается сохранение национальных языков и их культур, а через русский язык приобщение к мировой культуре, познание через русский язык и своей культуры. Таким примером может служить корейская этническая общность в России, 98% представителей которой в России говорят на русском языке. И именно через русский язык российские корейцы осваивают и русскую культуру, и свою национальную. 

Безусловно, в многонациональной России должен быть язык, признанный в качестве государственного, и таким языком исторически признан русский. Однако на практике это не означает, что он является неким «новоявленным эсперанто» - искусственным языком межнационального общения. Именно все чаще появляются такие оценки роли и предназначения русского языка. В связи с этим не совсем была понятной оценка в отзыве названного министерства на представлявшийся проект закона «О русском народе», которая сводилась к тому, что якобы «необоснованное придание статуса русскому языку исключительного языка «межнационального общения не допустимы с точки зрения сохранения суверенитета Российской Федерации на всей ее территории». 

Привлекательной стороной проекта закона было и то, что в нем обращалось внимание на такую составляющую, как разделение русской этнической общности, когда значительная часть русского народа без учета собственной воли в результате прекращения функционирования Союза ССР оказалась за пределами Российской Федерации. Однако вряд ли будет правильным связывать сложившуюся ситуацию только с фактом развала Союзного государства. 

Русские оказались вне Российской Федерации в прошлые времена и разным политическим причинам, а вернее, в 1920-е годы, в том числе и по причине их депортации, с учетом действовавших в обществе идеологических установок прежнего режима власти, функционировавшей партии. 

В одном из своих выступлений Мурат Зязиков, еще находясь на посту президента Ингушской Республики, оценивая ситуацию с реабилитированными народами в Российской Федерации на новом этапе развития ее государственности, поставил вопрос: «А не кажется Вам, что самый депортируемый народ - это русские, причем депортация его продолжается?» 

Миграционные процессы 1990-х - начала ХХI века действительно высветили многие теневые стороны в обострившемся «русском вопросе». Русские стали по известным причинам «собираться» в свою Россию, в том числе и в ее неосвоенных Центральных районах Черноземья (существовала теория его непригодности для развития аграрного сектора), а также в значительной мере в регионы Юга страны. События того времени до сих пор создают трудности в жизнеобустройстве переселенцев на местах, порождают межнациональные противоречия и ухудшают положение русских непосредственно в субъектах самой Российской Федерации. 

В связи с этим было бы важным обратить внимание и на такую сторону проблемы, как совершенствование федеративных отношений в Российской Федерации, взаимосвязь процессов прошлого с современностью, выявление особенностей регулирования национальными процессами, выявление особенного и частного в этом процессе в целях выработки новых подходов совершенствования федеративного строительства и прежде всего с учетом главной его составляющей - положения и позиции русского народа. 

Вопрос требует рассмотрения в более широком плане - консолидации славянских народов - русские, украинцы, белорусы и другие, решения проблемы их единства, конкретно русских и белорусов. Если это действительно полезно для развития государственности, улучшения ситуации в сфере экономики, а этим самым и улучшения жизненных условий остальных этнических общностей России и Республики Беларусь, то в такой ситуации подобная политическая акция заслуживает всемерной поддержки. 

Если экономически объединенные государства России и Республики Беларусь будут давать возможность развиваться остальным составляющим Российской Федерации, то решение этой политической задачи заслуживает всеобщего внимания. Эти процессы адекватны процессам, например, в положении с русским языком. 

Что же лежало в основе передвижения русского народа по регионам проживания? В данном случае необходимо учитывать не только фактор плановых переселений, но и принудительных, известных в истории федеративного строительства как депортаций народов, которые осуществлялись по разным политическим причинам. 

Со времен «перестройки» российская историография пополнилась большим количеством монографических исследований и сборником материалов и документов, проливающих определенный свет на видение проблемы депортации в целом. Однако проблема «русского вопроса» в процессах депортаций 1920-1940-х годов остается практически незамеченной. Направленность исследований этнических депортаций очевидна - восстановление исторической правды, связанной с депортациями, получивших название «поруганных» и «наказанных» народов. В их числе значатся поляки, корейцы, немцы, крымские татары, балкарцы, ингуши, чеченцы, турки-месхетинцы, греки, болгары, частично украинцы, белорусы, эстонцы, латыши, литовцы и десятки других. В то же время, среди этнических общностей, начиная с Октябрьской революции 1917 года, первыми подвергались принудительным переселениям русские. Несомненно, эти процессы взаимно обусловлены и переплетены. 

Депортации других народов, являвшихся составляющей населения страны, не могли не отражаться и на жизни русского народа в целом, его экономическом и политическом положении на разных этапах исторического развития в советский период, включая и время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, борьбы с фашизмом. 

В 1990-е - начале ХХI века в Российской Федерации приняты огромные усилия по дальнейшему строительству российского государства как правового государства. Этому в значительной мере содействует и принятый пакет новых государственных законодательных актов, направленных на реабилитацию народов. Особое значение приобрели такие документы, как Декларация Верховного Совета СССР «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», последующие постановление в развитие названной декларации, а также законы РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», «О жертвах политической репрессий», «Об общественных объединениях», «О национально-культурной автономии» и многие другие. 

Ответить же на вопрос о причинах проводившейся депортации русского населения можно только прибегая к определенной классификации социальных процессов в целом. Русские входили в ту группу граждан, депортация которой проводилась по политическим соображениям, на конфессиональной основе и с учетом государственных экономических интересов. 

Среди групп принудительного переселения группы истинно-православных христиан («ИПХ»), а также представители того русского населения, которое переселялось зачастую принудительным образом на территории, ранее занимаемые подвергшимися репрессиям этническими общностями. 

Немалый вклад в осуществление этих мер вносили ГПУ, ОГПУ, НКВД-МВД СССР, а также непосредственно государственные и партийные деятели Яков Свердлов, Григорий Орджоникидзе, Анастас Микоян, Лазарь Каганович, Лаврентий Берия, Иосиф Сталин, Генрих Люшков, Николай Ежов, Генрих Ягода и многие другие. 

Усиление административно-командных мер управления обществом привели к определенной нивелировке национальных отношений в государстве. Она сопровождалась стиранием специфических особенностей в развитии этнических общностей, в том числе и русского народа, его этнокультурной группы казачества, а в конечном итоге вела к применению по отношению к русскому народу также антигуманных, антиконституционных мер, когда судьба граждан государства решалась таким государственными актами, которые далеко не подпадали под понятие «закон». 

В этих условиях, естественно, могла получать широкое распространение и такая репрессивная мера, как принудительное переселение этнических общностей, рассматриваемая лидерами государства и партии как одно из эффективных средств по регулированию возникавших то в одном, то в другом регионе страны этнической напряженности, ослаблению обострения криминогенной обстановки. 

Рассматривая обозначенную проблему, необходимо разобраться во всех причинах столь трагического положения русского народа, что, несомненно, поможет избавиться от развивающегося у русских комплекса неполноценности, ответить, в том числе, и на вопрос, так в чем же вина русских, за какие грехи они должны каяться, почему они должны оставаться постоянно носителями титула «имперской нации», который с таким остервенением им навязывался и навязывается при любом предоставляющемся случае. 

Эта «имперская нация» с ее разрушенными деревнями, с насаждавшейся и существовавшей продолжительное время теорией неэффективности освоения аграрного Черноземья, с отсталой инфраструктурой городов, селений, разрушенными транспортными коммуникациями в условиях преобразований 1990-х годов - начала ХХI века оказалась практически на полной грани бедности и деградации. 

Русский народ пережил эмиграции, борьбу против православной веры, идеологические диверсии, протекавшие под лозунгом борьбы против «великодержавного шовинизма», духовное оскудение, искаженное национально-государственное обустройство (отсутствие государственности у русских), нарушение принципов административно-территориального обустройства (например, волюнтаристская передача Крыма и районов русско-язычного Донбасса Украине, передача в ведение других народов городов Владикавказа, Грозного, Майкопа, включение уездных городов Уфимской губернии и гор. Уфы в Башкирскую АССР, земель семиреченских казаков - в Казахскую ССР и т.д.). Одним словом, то время, когда за выступление тех или иных народов на стороне Советов, в качестве вознаграждения раздавались земли, исконно принадлежавшие русскому народу. Не за это ли ему каяться? 

Наряду с этим русским пришлось пережить и испытать на себе все превратности судьбы как в тех районах, откуда выселялись другие народы, так и тех, куда они вселялись. Совместно с депортированными, а зачастую являясь таковыми же, им приходилось переносить лишения, испытывать тяжести и трудности проводимой антигуманной, антиконституционной национальной политики. Поэтому, когда сегодня еще раздаются призы найти виновных в проведении мер по депортации не славянских народов в 1930-1950-е годы и все чаще делаются недвусмысленные намеки в сторону «преобладающей нации», то это выглядит более чем абсурдно, и не может расцениваться никак по-другому, кроме как авантюризм. 

Вывод однозначный. Русский народ никакой выгоды от действий правительства и партии не получал. Более того, во всех разгоравшихся межнациональных конфликтах, имевших место во 1930-1940-е годы, так и в современных условиях, всегда оказывался в числе страдающих народов, готовым жертвовать последним, разделять горе и страдания с другими народами, да и влачить свое жалкое существование.
В настоящее время ход реабилитации репрессированных русских фактически застопорился. Не решен вопрос федеральной программы национально-культурного развития русского народа и другие вопросы жизнеобеспечения русских.

Годы первой мировой войны, революции 1917 года, Гражданской войны, послереволюционных преследований инакомыслящих решали судьбу русской философии. Начался «исход» русских философов за пределы родины. Часть из них эмигрировала самостоятельно: Петр Струве (1917), Павел Новгородцев (1917), Лев Петражицкий (1918), Павел Милюков (1920), Лев Шестов (1920), Вячеслав Иванов (1924), Георгий Федотов (1925) и др. А в 1922 году по инициативе Ленина была предпринята беспримерная акция по депортации русских мыслителей за пределы России. Высылка шла различными путями, железной дорогой - через Прибалтику и морем - из Севастополя, Одессы, Петрограда. Не по своей воле покинули родину Иван Лапшин, Николай Лосский, Семен Франк, Лев Карсавин, Иван Ильин, Борис Яковенко, Федор Степун, Николай Бердяев, Питирим Сорокин и др. Оставшиеся в России русские философы немарксистской ориентации (Павел Флоренский, Алексей Лосев, Густав Шлет и др.) вскоре были арестованы и большей частью погибли в тюрьмах и лагерях. 

Всего в 1922 году из России были высланы от 160 до 190 представителей интеллигенции, среди них 20 экономистов и агрономов, 13 философов, столько же профессоров технических и естественных наук, 10 журналистов и литераторов, 6 историков и 5 медиков. Свыше половины высланных работали в областях, связанных с хозяйственной и практической жизнью, участвовавших в восстановлении страны. Весьма тяжелый удар был нанесен и по кооперативному движению, так как в числе высланных за рубеж в 1922 году было не менее 10 руководителей русских по национальности. 

В 1930 году Русский научный институт в Белграде установил, что в эмиграции в 1930 году было около 500 русских ученых, в том числе 15 бывших профессоров российских университетов и школ. В действительности же, как свидетельствуют отдельные источники, их число было значительно больше, особенно в первые годы эмиграции. 

Конец 1920-х начало 1930-х годов связан с новой волной репрессией против русского населения и представителей других национальностей. В начале февраля 1931 года ЦИК и СНК Союза ССР приняли Постановление «О предоставлении краевым (областным) исполкомам и правительствам автономных республик права выселения кулаков из пределов районов сплошной коллективизации сельского хозяйства» В 1930-1931 годах были депортированы 381 026 семей общей численностью 1 803 392 человека. К концу 1932 года количество депортированных, включая крестьянство многих национальных регионов страны, составило около 3,4 млн. человек. 

На январь 1935 года числилось на поселении в Союзе ССР 973 693 кулака. От кулаков были освобождены пограничные районы (в частности, выселены 540 семей, в основном русские). Кулаки находились в сложных условиях. На покрытие расходов, связанных с их проживанием, удерживалось 25% из их трудовых заработков. При этом доля репрессированных русских была заметно выше доли этнических украинцев. 

Меры по снятию кулаков (трудпоселенцев) с учета начали осуществляться в 1940-1941 годах. Одновременно проводились плановые переселения с целью промышленного освоения регионов Союза ССР (1941 год - 20 427 семей). 

В конце 1941 года были депортированы русские и корейцы (1833 человека) из Астрахани в Акмолинскую область. Русские выселялись в 1940-е годы совместно с карачаевцами, калмыками, балкарцами, крымскими татарами, немцами. С немцами было выселено 662 русских гражданина, из Крыма - 1280 русских, из Северного Кавказа - 35 русских. 

В Эстонии в 1941 году (июнь) больше всех пострадала русская община. Были высланы военнослужащие, офицеры, солдаты белогвардейцы Северо-Западной армии, а также многочисленные члены их семей. Все это было запланированной акцией еще в 1937 году. Там находилось более 2000 военнослужащих (Северо-Западная армия, 700 из которых были офицерами, 80 % из них оказались репрессированными). 

Из 10 тыс. репрессированных в 1941 году белогвардейцев и членов их семей, по предположительным данным, составляло порядка 3,5 тыс. человек. 

Полностью было репрессировано руководство Русского студенческого христианского союза Эстонии, члены монархистских кружков. 

14 июня 1941 года из Эстонии была проведена первая депортация «антисоветских элементов» (около 10 тыс. человек). 

В 1944 году совместно со спецпереселенцами последовали в столь отдаленные места представители организации истинно-православных христиан, проживавших в Рязанской, Воронежской, Орловской областях. Всего 1673 человека. Они пополнили контингент переселенцев из Пыталовского района Псковской области. Общая численность депортированных составила 2 728 человек, все они были русскими, направлялись на лесозаготовительные работы в районы Хабаровского края. 

К концу 1940-х годов спецпепреселенцы русские распределялись в сверенных районах следующим образом: В Коми АССР - 873 человека, в Архангельской области - 84 человека, в Кировской области - 99 человек. 

По данным МВД СССР, на январь 1953 года, численность взрослых спецпереселенцев (от 17 лет и старше) составила 1 810 140 человек, из которых русских было 56 589 человек 

На январь 1958 года, по данным 4-го спецотдела МВД СССР, спецпереселенцев оставалось 1 459 968 человек. В их числе русских - 1759 человек, включая 644 истинно-православных христиан, выселенных еще в июле 1944 года. 

Русские крестьяне тех регионов, куда направлялись спецпереселенцы, различных национальностей, всячески поддерживали спецпереселенцев, разделяли с ними тяготы и лишения. 

Таким образом, когорты русских были подвергнуты депортации, испытывали на себе вызванные этими мерами трудности. 

Реабилитация русских, репрессированных в 1920-1950-е годы, осуществляется главным образом на основании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» и принятых на основе закона постановлений Правительства Российской Федерации: «Положения о порядке возврата незаконно конфискованного имущества, возмещению его стоимости и выплаты денежной компенсации» от 12 08. 94, № 92 и «Об утверждении положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий» от 3 августа 1994 г. № 419 и др. 

В настоящее время ход реабилитации репрессированных русских фактически застопорился. Не решен вопрос федеральной программы национально-культурного развития русского народа, а также другие вопросы жизнеобеспечения русских. 

Начиная с середины 1980-х года, наблюдается заметное ухудшение положения русского народа. Средняя продолжительность жизни у мужчин снизилась до 57 лет, у женщин - до 69 лет. Численность населения в России неуклонно сокращается. Уровень рождаемости в государстве является одним из самых низких в Европе, и почти на 40% ниже необходимого для простого замещения родителей их детьми. К середине 1990-х годов вернулись в Россию, на свою этническую родину, около 3 млн. человек, что создало серьезные экономические трудности и в оставляемых, и в принимаемых государствах. 

В условиях современности русский народ, как и другие народы Российской Федерации стал разделенным народом. Около 25-28 млн. русских оказались в одночасье за рубежом России. 

Все это способствовало появлению в Российской Федерации огромной армии беженцев, которая в значительной мере была представлена русскими. Их жизнеобеспечение в новых местах проживания Российской Федерации проходило и происходит сложно. 

В 1998 году, в связи с развернувшейся в российской печати кампанией по борьбе с антисемитизмом, обострился и «русский вопрос». Потребовались срочные меры по поднятию и усилению позиций и авторитета русского народа. Этому были посвящены Парламентские слушания в Государственной Думе Российской Федерации, состоявшиеся в ноябре 1998 года. 

Желаем мы того или нет, однако, надо признать то, что либерально-демократические реформы 1990-х годов, провозгласившие приоритет человеческих ценностей над национальными, поставившие перед собой навязать российскому обществу «западную модель развития», многократно усугубили проблему национальной безопасности русских как государственной этнической общности, национально-государственной безопасности страны в целом. 

В целях планомерно осуществления процесса улучшения положений русского народа, на наш взгляд, было бы целесообразным разработать Концепцию программы поддержки традиционных направлений культуры русского народа, обеспечить достаточное финансирование мер реабилитации русских по субъектам Российской Федерации, проработать правовой аспект проблем, касающихся расширения прав мигрантов на получение социальной помощи, усиление геостратегической роли русского народа в сплочении народов России, обеспечение истинного равенства прав граждан России в многоэтничной общности, преодоление регионального и национального сепаратизма, обеспечение равноправия территориальных обществ с необходимостью создания основ реализации истинной федерации, совершенствование взаимоотношений с региональной политической элитой, создание ее представительства из русских, особенно в республиках и автономных областях, усиление доли русских в крупном бизнесе, расширение возможностей через принятие федеральных государственных программ для формирования национального самосознания русского народа, воспитания молодежи в духе патриотизма и преданности своему Отечеству. 

Решение этих задач должно гарантировать межнациональный мир, равноправие этнических общностей России в их гражданском общежитии, практику правового регулирования межнациональных отношений.

Новости @ inform - Мы Вконтакте


Как помочь сайту «Русичи»



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:




Вернуться в раздел Новости @ inform

Живая статистика
Рассылка новостей